ООО "КОРПСИС"
+7 (495) 998-85-99
О КОМПАНИИ | НАША МИССИЯ | УСЛУГИ | ЦЕНЫ | ПРОЕКТЫ | КОНТАКТЫ
Организация эффективной деятельности предприятия
Разработка организационной документации
Повышение эффективности предприятия
Мотивация персонала
Семинары и тренинги
Наши статьи 2010-2024
Статьи 2019-2024 в формате PDF



       

Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия

Анализ деятельности предприятия

Разработка организационной документации

Разработка и создание вертикали власти предприятия и системы стратегического управления

Корпоративные семинары и семинары-тренинги


Наши публикации разных лет

Менеджмент сегодня №3 2021 Четыре системы управления предприятием и практические методы повышения их эффективности

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №2, №4, №9, 2020 Построение эффективного предприятия

Менеджмент сегодня №3 2017 Целеполагание и стратегическое управление развитием организации

Проблемы экономики и менеджмента №3 2016 Организация предприятия и система организационно-правовых документов

Международный журнал Проблемы теории и практики управления №5 2014 г. Цель предприятия и стратегия ее достижения. Концептуальные основы

Стратегический менеджмент №4 2014 Сильная стратегия предприятия. Разработка и реализация

Менеджмент в России и за рубежом №3 2011 Цель предприятия и стратегия ее достижения

Креативная экономика №9 2010 Цельность Миссии. Основные условия эффективности предприятия

Основные публикации

Тел. 8 (495) 998-85-99
Итог наших консалтинговых исследований 2006-2024 годов
(110)Эффективная организация деятельности и развития предприятия. Концепция и практическая методика (Гайд III) ВИНИТИ РАН, 27.03.2024. № 8. 379 с. Литература 816 источн.
(53)Максимальная эффективность деятельности предприятия. Концепция и практическая методика. ВИНИТИ РАН, 15.04.2024. № 10. 33 с. (доработанное описание методики по главе VII Гайд III)

Человек и организация. 12. Экономика деятельности человека

12. Экономика деятельности человека

В своей деятельности человек давно перешел к разделению труда, и это породило неизбежный обмен продуктами своего труда - экономические отношения между людьми. Экономика человека – это экономика дара и экономика бартера и ее дальнейшее развитие - товарно-денежная. Последние всем хорошо известны, и мы остановимся на них очень кратко.
 
12.1. Экономика бартера и товарно-денежная экономика

Если очень кратко и упрощенно (и не касаясь финансовых институтов), то экономика бартера и товарно-денеждая экономика – это прямой непосредственный обмен продукта одного человека на продукт другого. При этом оба признают эквивалентность продуктов и, после обмена, отсутствие каких либо обязательств друг перед другом (кроме кредита, но тогда обязательства чисто юридические). Обычно они даже не знакомы друг с другом, и больше не встречаются, а если и встречаются, то, как совершенно чужие люди, никаких отношений между ними после сделки не возникает. Такие отношения между людьми трудно даже назвать «человеческими», и это привело к концепции CRM – управления взаимоотношений с клиентами.
 
Собственно она была известна и раньше, когда между продавцом и покупателем завязывались дружественные взаимовыгодные отношения. Цель этой концепции – неформально связать покупателя и продавца – продавец оказывает покупатель небольшие дополнительные услуги, а покупатель чаще приходит к этому продавцу (такой непременной услугой стала, например, улыбка продавца). И оба получают взаимную выгоду. Собственно это уже элемент экономики дара. Но нужно отметить, что в государственных и межкорпоративных сделках, когда они заключаются не государством, и не корпорацией, а уполномоченными людьми, это может порождать коррупцию.

12.2. Экономика дара

Исторически экономика дара появилась первой, на самой на заре человечества, она детально проанализировано в работе Марселя Мосса «Очерк о даре» (форма и основа обмена в архаических обществах). Основные положения этой работы можно определить в следующем [11]:
  1. В экономических и правовых системах, предшествовавших нашим, не установлен обмен имущества, богатств и продуктов просто в форме рыночной торговли между индивидами.
  2. Дары почти всегда облекались в форму подношения, великодушно вручаемого подарка, хотя за этим всегда крылись обязательность и экономический интерес. Никто не волен отказаться от предложенного подарка. 
  3. Получатель обладает чем-то вроде права собственности на все, что принадлежит дарителю. Эта собственность выражается и воспринимается как духовная связь.
  4. Отказаться дать, пригласить, так же как и отказаться взять, тождественно объявлению войны; это значит отказаться от союза и объединения.
  5. Дар реально составляет частицу природы и субстанции дарителя, принять нечто от кого-то - значит принять нечто от его духовной сущности, от его души. Сущность дара обладает над вами религиозно-магической властью.
  6. Возмещение дара осуществляются преимущественно в добровольной форме, подношениями, подарками, хотя, по сущности, они строго обязательны. 
  7. Всякий дар должен возмещаться с избытком. Процент общего «избытка» колеблется от 30 до 100 в год.
  8. В любом обществе природа дара обязывает к определенному сроку. Дар с необходимостью порождает понятие кредита.
  9. Невозмещенный дар принижает того, кто его принял, особенно если он заведомо принят с умыслом не возмещать. Индивид, который не смог вернуть долг, теряет свой ранг и даже ранг свободного человека – может попасть в рабство. 
  10. Слишком щедрые дары представляются оскорблением, сила нашей морали направлена на ликвидацию бессознательного и оскорбительного превосходства богатого «жертвователя».
  11. Связь, которую дар устанавливает между дарителем и получателем дара, слишком крепко соединяет обоих. Получатель оказывается в зависимости от дарителя.
  12. Богатство создается для того, чтобы быть отданным. Если бы не было брахманов, чтобы его получать, «богатство богатых было бы бесполезным». В древних этических системах даже самого эпикурейского толка на первом месте всегда стоит стремление к благу и удовольствию, а не к материальной выгоде.
Как видно, это и очень мягкая, и очень жесткая система экономических взаимоотношений. Ответный дар никак не определен и, с одной стороны, он доброволен, с другой - строго обязателен, санкции – вплоть до закрепощения в рабство. Такая экономическая система родилась эволюционно и закономерно, только мягкость позволяла проводить обмен разнородными продуктами, относительная ценность которых формально никак не определена, только жесткость могла спасти общество от бездельников и тунеядцев, которые могли паразитировать на принятии даров.

Но экономика дара имеет естественное ограничение, она может применяться только в ближнем окружении – не имеет смысла дарить тому, кого никогда больше не увидишь.

__________________
Версия для печати


Последние новости

15.07.2023
Договор консалтинговых услуг по комплексной организации деятельности группы компаний «Тахограф Мастер»
28.06.2023
Проведены работы по Договору оказания консультационных услуг с группой компаний "Киргу"
26.02.2023
Завершен 1-й этап Договора консультационных услуг с "ГК ВЕКТОР"


Наши новые статьи

25.04.2024 Повышение эффективности деятельности предприятия: разработка системы регламентов
Повышение эффективности деятельности предприятия как разработка системы регламентов ... далее

24.04.2024 Методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия
Наша методика консалтинговых услуг повышения эффективности предприятия. Ее развитие с 2006 года ... далее

22.04.2024 Конечный продукт и результат деятельности консалтинговой компании
Результат деятельности компании – это ее продукт, продукт, который она поставляет потребителю. Однако есть еще и результат, который получает потребитель от ... далее


  
ООО «Корпоративные системы управления» («КОРПСИС») г. Москва
Услуги управленческого консалтинга - гарантии эффективности и качества

Тел. +7 (495) 998-85-99
Email: info@corpsys.ru
© ООО «КОРПСИС», 2006-2024